Темпы консолидации рынка снижаются?

Oкончательное слияние авиакомпаний American Airlines и US Airways в конце 2013 г. ознаменовало собой конец эпохи. Эпохи, в течение которой по всему миру возникали огромные авиакомпании. Теперь большая часть слияний завершена и главный вопрос: что же будет дальше и как эти конгломераты смогут справиться со своим финансовым положением?

В качестве примера можно привести сразу несколько крупных слияний американских перевозчиков за последнее время: Delta Air Lines и Northwest Airlines, United Airlines и Continental Airlines, American Airlines и US Airways, покупка авиакомпанией Southwest Airlines авиаперевозчика AirTran.

Европа не исключение: Air France объединилась с KLM, Lufthansa приобрела Swiss Airlines, Austrian Airlines и 49% акций Brussels Airlines, образовалась группа компаний International Airlines Group (IAG), которая объединяет British Airways, Iberia и Vueling.

В Китае правительство страны предписало трем крупнейшим авиаперевозчикам — Air China, China Southern Airlines и China Eastern Airlines — взять под свой контроль множество небольших провинциальных авиакомпаний. В Южной Америке авиакомпании LAN Airlines и TAM Brazil объединились в группу компаний Latam Airlines Group, тогда как Avianca присоединила к себе Grupo Taca и AeroGal.

Три крупных перевозчика за последние 10 лет появились в странах Персидского залива — правда, их появление не было результатом слияния, но при этом им удалось значительно обо­собиться от других авиакомпаний в той части мира. Бизнес-модель низкотарифных перевозок привела к появлению лидирующих авиакомпаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая малайзийскую AirAsia с множеством филиалов и дальнемагистральным подразделением AirAsia X.

Это значительные достижения. Однако многие факторы указывают на то, что ждать такой активности в будущем не стоит. Правда, изменения в динамике мировой индустрии могут привести к появлению некоторых конгломератов, например, как недавнее приобретение доли акций IAG ближневосточной авиакомпанией Qatar Airways.