Притвориться авиакомпанией

Разговоры о том, что российская законодательная и нормативная база, регулирующая работу отечественной деловой авиации, мягко говоря, несовершенна, ведутся не первый год. И по-прежнему они остаются разговорами — кардинальных изменений до сих пор не произошло, а операторам не остается ничего, кроме как подстраиваться под действующую систему. Справедливости ради нужно отметить, что госчиновники и сами хорошо понимают, насколько ущербно законодательство. В каких-то вопросах это взаимопонимание привело к внесению косметических поправок в нормативные акты, на некоторые формальности чиновники стали просто закрывать глаза, а где-то операторы научились использовать "сырость" законодательства в своих интересах.

Деловые перевозки в России переживают бум (см. стр. 28), и работы как отечественным, так и западным компаниям хватает с избытком. Однако в условиях роста тем более очевидно, что недоработанная нормативная база сдерживает развитие отечественных компаний и ставит их в невыгодные условия по сравнению с зарубежными конкурентами. Отмечая трудности в работе российских операторов деловой авиации и владельцев частных самолетов, имеет смысл рассмотреть не только те недостатки законодательства, которые сказываются конкретно на бизнес-авиации, но и проблемы, ставшие головной болью для гражданской авиации России в целом.

Жизнь без понятий

"В деловой авиации можно выделить две составляющие. Во-первых, это чартерные VIP-перевозки (или аэротакси), продаваемые операторами деловой авиации. Во-вторых — частная авиация, то есть самолеты, эксплуатируемые в интересах какой-то компании или владельца самолета, провозные мощности которых не предлагаются на рынке перевозок, — объясняет президент компании "Джет-2000" Леонид Кошелев. — И если деятельность операторов в России регулируется правилами, написанными для традиционных авиакомпаний, то законодательной базы для частных самолетов у нас просто не существует. Принципиальным недостатком действующего законодательства является то, что по нему частная авиация поставлена фактически вне закона". Иными словами, если кто-то решит приобрести самолет и зарегистрировать его в России, ему придется либо отдать лайнер в управление какому-либо оператору, либо создать для его обслуживания собственную авиакомпанию.