Полетит или не полетит?

Отрасль деловой авиации в 2009 году не стала исключением из правил всего сегмента пассажирских авиаперевозок: количество клиентов падало, финансовое состояние компаний ухудшалось. Так же как и коммерческие авиакомпании, участники рынка деловой авиации оказались отброшены в 2007 год, однако если сейчас первые стремительно увеличивают количество пассажиров, то вторые смотрят на общее развитие экономики и с большей осторожностью делают прогнозы на будущее.

B 2009 г. объем перевозок деловой авиации сократился на 35% — таковы данные Объединенной национальной ассоциации деловой авиации (ОНАДА). Несколько раз в течение 2009 г. на фоне низкого спроса проявлялись невысокие всплески активности. Однако это были сезонные колебания, поэтому на рынке их вряд ли принимали за окончание сложных времен. Индикатор запросов европейской чартерной системы Avinode, который базируется на количестве отправленных заявок на полеты в/из России, в марте и апреле отмечал некоторое оживление, связанное в первую очередь с майскими праздниками. Следующий рост индекса был в июле, его причиной называют летний сезон отпусков. В августе число запросов несколько снизилось относительно июля, но по-прежнему оставалось выше, чем в зимние месяцы. Другой точный индикатор состояния рынка — индекс стоимости, разработанный Avinode и более чувствительно реагирующий на реальное изменение спроса на бизнес-чартеры, — также дважды отмечал подъем интереса к бизнес-перевозкам: в апреле и июле. Во время сентябрьской выставки JetExpo участники экспозиции из числа авиационных брокеров также говорили о том, что количество заказов возросло, но никто не рисковал прогнозировать какие-либо долгосрочные тенденции будущего развития.
Значительный рост интенсивности полетов традиционно пришелся на декабрь 2009 г.: объем бизнес-чартеров увеличился практически на 100% против показателей ноября 2008 г. Однако, как и в случае с показателями коммерческой авиации, необходимо помнить, что в конце 2008 г. уже начался спад, относительно которого считалось дальнейшее увеличение. К тому же рост объемов не означал возвращения к уровню докризисных финансовых показателей, поскольку стоимость рейса осталась ниже базовых величин 2008 г. на 10–15%.

Читайте также  Вывод из штопора


Автор фото: Сергей Сергеев
Более половины парка самолетов делового класса, приобретенных россиянами в течение последних трех лет, было выставлено на продажу в 2009 г.

Полный текст статьи доступен в печатной версии «Ежегодника АТО — 2010»